«Вместо “вечеринки” Церковь предлагает “вечерю”»
Молодежный приход у храма Христа Спасителя «за пазухой»
Этот приход находится в самом центре Москвы — на станции метро Кропоткинская. Здесь, в уютном Калымажном переулке, рядом с Пушкинским музеем, практически под боком у гигантского храма Христа Спасителя цветет приход Священномученика Антипы Пергамского, который «в народе» называют просто «Антипа».
У самого храма долгая и сложная история — впервые он упоминался в летописи 1530 года, тогда его заказчиками, предположительно, была семья Малюты Скуратова.
После революции
храм переформировали в жилые помещения, художественные мастерские, в 1968 году помещение передали в аренду ГМИИ им. А.С. Пушкина. И только после развала СССР сюда потихоньку стала возвращаться приходская жизнь.

Сейчас храм растет и процветает — на его базе работает уютное кафе «АNTIПА» и «Дом причта», в  которых проходят книжные клубы, киносеансы, евангельские чтения. Также храм выпускает свою газету «ANTIПА PRESS», подкаст, мерч — в общем, все, что только может пригодиться столичному жителю.
Из этого и складывается простая формула большой популярности храма — на воскресные службы собирается около 300 прихожан, большинство из которых причащаются и исповедуются. Контингент разный — приходят как пожилые, так и современная молодежь.
В минималистичном антураже храма стоят, молятся, слушают молитвы, здороваются друг с другом и радостно перешептываются москвичи. Выглядят они все по-разному — в платках и без платков, в брюках и юбках, с длинным маникюром и без. Здесь ощущается личная вовлеченность каждого. Становится интересно, зачем, почему эти люди каждую неделю приходят в храм. И, кажется, что если спросишь у них: «Отчего вы молитесь?» , они всем приходом ответят: «Оттого, что хорошо!»
Но что-то мы в нашей формуле упустили… Сколько бы мерча «ANTIПА» не продавал бы, сколько бы фильтр-кофе не разливал, какие бы фильмы не показывали на территории храма, такая большая паства не сформировалась бы без священников и заботливой руки настоятеля.
Одним из клириков в Антипе является 27-летний отец Иаков. Если при входе в храм на богослужение вы вдруг услышите громогласный басистый голос — знайте, что сегодня служит именно он. Отец Иаков пришел в храм Святого Антипы по распределению в 2019 году, после того, как закончил Сретенскую духовную академию и получил благословение на брак. Священник застал храм еще до того, как тот стал центром притяжения московской культурной молодежи.

Первое воспоминание от прихода — удивление. «Храм Антипы сразу показался мне таким оазисом, укромным уголком в этой городской суете», — вспоминает отец Иаков.
«А почему к вам ходит так много молодежи?» Наверное, этот вопрос наш герой слышит по несколько раз в день. И ответ на него простой: главное — создать комфортную среду.
Только после того, как порог храма переступать будет не так страшно, не такими отстраненными будут казаться его служители и трудники, человек сможет увидеть главную суть литургии и церковной жизни. Отец Иаков считает, что прежде всего она — в таинстве причастия.
На исповедь и причастие в храме Священномученика Антипы всегда очереди. На службах в выходные дни в левом приделе храма исповедуют людей обычно 3- 4 священника. Каждый по-своему наставляет, слушает и всегда благословляет.
Особенно любят прихожане исповедоваться у настоятеля — отца Андрея Щенникова. В прошлом — актер мастерской Петра Фоменко, в настоящем — священник и руководитель проектов «ANTIПА». В одном из своих интервью отец Андрей признается, что, как священник, не боится показывать свои слабости людям. Ведь именно личные уязвимости помогают им не разочаровываться в самих себе. И прихожане чувствуют духовную открытость настоятеля. От того и закономерный вопрос каждый раз, когда встаешь в очередь на исповедь: «А вы к отцу Андрею?»
Таинство покаяния, которое подразумевает признание и раскаяние в своих грехах перед Господом.
Пристройка к алтарю храма, в которой находится отдельный престол. Он нужен для того, чтобы в один день можно было совершать несколько литургий — например, раннюю и позднюю
В центральный придел храма на воскресной службе протиснуться сложно — много желающих посмотреть на нее вплотную, стать участником этого, казалось бы, небольшого для жизни столицы, но такого важного для каждого православного христианина праздника воскресного дня. Справа располагается клирос, который преимущественно состоит из мужчин. Необычные, авторские распевы популярных молитв и песнопений подчеркивают особенность каждого момента службы.
В православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы
После проповеди все выходят на улицу. Время кофе! В маленьком кафе прямо напротив входа еле успевают разливать напитки и выдавать заказы. Ведь всем хочется растянуть свой визит в это чудесное место за чашечкой чего-то теплого. Особенно много народу собирает «ANTIПА» весной у себя во дворике. Бегают дети, громко общаются и смеются посетители, сигналят локаторы. А проходишь чуть дальше, за церковь, встречаешь распятие - металлический спаситель на каменном кресте. Наверное, за такую спокойную, обычную, мирскую жизнь рядом с храмом Божьим Христос и воскрес.
Антипа
Среди приятной суеты увидишь уже знакомое лицо со службы — это 19-летний Антипа, парень, который служит в алтаре, а также работает управляющим в кафе и помогает настоятелю развивать проекты этого места.
Антипа рассказывает, что воцерковления как такового у него не было. Он родился в семье священника, а в это место его принесли буквально на руках, когда он был еще совсем маленький. «Сейчас у меня начинается новый виток, новый период воцерковления, который я уже самостоятельно осознаю, без напускного неофитства», — говорит Антипа.
Ранняя пора воцерковления, духовное «младенчество», когда человек большее внимание уделяет внешним формам и проявлениям религии
Служить в храме парень начал рано — в 5-6 лет его впервые взяли в алтарь. Вопрос о будущем выборе пути священства для Антипы один из самых «болезненных». «Меня всю жизнь мотает — то да, то нет. Иногда кажется, что вот, это же мое призвание, а потом думаю, нет, я не справлюсь с этим. Но я понимаю, что если ты действительно хочешь быть священником, то у тебя не должно быть таких смятений. Если есть какие-то мысли, сомнения, то это значит, что это ложный путь. В целом — желание есть, но не всегда есть понимание, что я с этим справлюсь».
Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды.
Храм Антипы — уникальное явление духовной жизни столицы. Здесь по-новому знакомят московскую публику с православием, с красотой этой религии. Здесь учат верить искренне, оттого и красиво. Поэтому и собралась у этого храма такая большая паства. На воскресных и праздничных службах ловишь себя на мысли о том, что, несмотря на возможность приходить в храм
в любой одежде, не причащаться, не исповедоваться, тебе не хочется выпадать
из всеобщего ощущения счастья. Ты благодаришь это место за свободу, но как будто бы отдаешь ее обратно. Хочется снова следовать всем правилам, канонам, стоять долгие службы и коленопреклонно молиться. Как здесь делают все — молодые и старые, священнослужители и прихожане.
В этом причастии к заветным таинствам православия, а также к крепкому, дружному сообществу, обретаешь долгожданное спокойствие.